Рэки Красного моря

The Carnatic

Местоположение: риф Абу-Нухас.Глубина: 15-27 м.
Длина корабля: 89 м.
Водоизмещение: 1.776 т.
Построен в 1862 г.
Затонул 13 сентября 1869 г.

В 1 час ночи 13 сентября 1869 г. появилось сообщение, что пароход Карнатик под командованием капитана П.Б.Джонса налетел на рифы лишь несколько часов спустя после прохождения Суэцкого канала на пути в Бомбей. На борту Карнатика было более 230 пассажиров и членов экипажа. Корабль перевозил консигнационную партию монет ценностью более 40 тысяч фунтов стерлингов, а также вино и Лондонскую содовую воду.
Путешествие началось удачно. Погода была хорошей, море - спокойным. И, возможно, все так бы и продолжалось, если бы не небольшая навигационная ошибка, из-за которой судно село на мель. Фактически, именно хорошая погода превратила эту историю в трагедию. На рассвете стало ясно, что судно прочно сидит на рифе, а море спокойно. Было принято решение, оказавшееся фатальным для пассажиров и членов экипажа, - провести на борту корабля вторую ночь. Работы по организации эвакуации разворачивались неспешно.
В 10.50 вечера корабль неожиданно раскололся на две части. В смятении 27 пассажиров и членов экипажа были снесены обломками и утонули. Выжившие сумели перетащить корабельные лодки через риф. Поджигая кипы хлопка, паля из ракет, они смогли привлечь внимание другого корабля - Суматры, который и принял их на борт.
Карнатик водоизмещением 1776 тонн и длиной 90 м, оставался неподвижным на коралловом склоне. Его передняя фок-нок-рея поднималась над поверхностью воды. Когда информации достигла Ллойда, было принято решение предпринять спасательную экспедицию под командой капитана Генри Д. Гранта. В состав экспедиции входили 2 водолаза. В этом и состоит символическое значение Карнатика для современных аквалангистов: именно на этом судне была проведена одна из первых успешных спасательных операций с использованием новой технологии откачивания воздуха и погружений в шлеме.
Более века назад погружение на затонувшее судно было трудным и опасным. В конце концов, один из водолазов, Стивен Сэффери, сумел достичь почтовой комнаты, где хранился груз золота. 25 октября 1869 г. первый сундук с золотом был поднят на поверхность. Всего было поднято 32 тысячи фунтов стерлингов. Возникает логичный вопрос: а как же остальные 8 тысяч? Возможно, они и до сих пор находятся среди обломков Карнатика! На протяжении нескольких месяцев Карнатик оставался на своем месте, на рифе, посещаемый лишь местными бедуинами, которые тащили все, что им позволяла достать техника свободного погружения. Но в марте 1870 г. поврежденный пароход соскользнул на морское дно. Скользя по дну, Карнатик раскололся на три части.
Самая впечатляющая - корма с высоким полуютом и характерно большим винтом, наполовину ушедшим в грунт. Судно в значительной степени подверглось соляной коррозии. Угол, образованный кормой и песчаным дном, вместе с рифом на заднем плане и живописными рыбками на переднем, представляют замечательную композицию для фотосъемки. Отсюда лучше всего двигаться в сторону кормовой палубы и, через остатки палубы, к машинному отделению, в котором находится огромный котел, а также части сдвоенного двигателя. Неподалеку расположилась носовая часть, которая также доступна для исследования. Исследуя носовую часть, аквалангисты получат возможность рассмотреть прямоугольные амбразуры пассажирских кают, а также кольцо крепления бушприта...

Chrisula K


Местоположение: риф Абу Нухас.Видимость: Хорошая.
Длина: 106 м.
Грузоподъёмность: 3700 т.
Затонул 30 октября 1981 г.

У подножья печально знаменитого рифа Абу Нухас покоится и греческое судно "Крисула К". Оно попало сюда в 1981 году. В результате удара нос корабля разрушился, а сам он затонул, опустившись на дно правым бортом.
Этот громадный и живописный корабль соблазняет своими лабиринтами и трюмами. Проникновение в этот металлический город оставит у вас огромное количество впечатлений и эмоций.
B северо-восточной части рифа Абу Нухас находится третье из четырех затонувших на рифе Абу Нухас судно, известное также как «кафельный рэк». Каково же настоящее имя этого судна? Общепринято считать, что речь идет о Крисоула К. (Chrisoula К.). Крисоула К., построенное в порту Любек в 1954 году, имело водоизмещение 3 720 тонн, длину 98 метров, ширину 14.8 метров и 9-ти цилиндровый двигатель мощностью 2 700 л.с. Судно, спущенное на воду под именем «Дора Олдендорф», в 1970 было переименовано в «Анна Б», и в Крисоула К. в 1979, после его приобретения греческой компанией «Кларион Марине». Судно, направляющееся в порт Джедда в Саудовской Аравии с грузом 3 700 тонн итальянского кафеля, 31 августа 1981 года село на мель с северо-восточной стороны Абу Нухаса.
Судно шло на максимальной скорости без контроля со стороны капитана, который в это время отлучился в свою каюту, доверив управление одному из своих штурманов. На фотографии, сделанной немногим после кораблекрушения, виден нос Крисоулы К., разрушенный силой столкновения с рифом. Однако после детального изучения «кафельного рэка» можно констатировать, что носовая часть практически нетронута и цепь еще спускается из клюза, расположенного с правого борта, в то время как на фотографии носовой части Крисоулы К. видно, что якорная цепь находится слева.
Кроме того, серийный номер двигателя соответствует барже «Маркус», потерпевшей крушение несколькими годами ранее Крисоулы К. В мае 1978 года «Маркус», так же как и Крисоула К., отправилась из Суэца в Саудовскую Аравию с грузом итальянского кафеля. Во время грозы у нее отказал штурвал и баржа села на риф Абу Нухас. Сила столкновения вызвала искривление юта, который, вместе с винтом опустился на правый бок на глубину 27 метров, в то время как практически нетронутая остальная часть корабля затонула на песчаном дне с носом на глубине 4 метра от поверхности.
смотр начинается с кормы, где заметны практически нетронутые огромный четрырехлопастной винт и руль. Осмотр продолжается вдоль правого борта, где расположены наклонившаяся ко дну грузовая стрела и одна из двух мачт.Очень интересно, но возможно только для дайверов с достаточным опытом погружений на рэки, посещение машинного зала, еще в хорошем состоянии, несмотря на то, что его конструкции покрыты тонким слоем ила. Здесь расположен большой дизельный двигатель.В трюмах до сих пор находится груз судна - поддоны с кафелем, после столкновения с рифом расположенные в хаотичном беспорядке, и вокруг которых плавают глассфиш (Рагарпа-canthus ransonneti).На внешних металлических конструкциях, кроме красных сверлящих губок [Cliona sp.) и акропор, встречаются анемоны со снующими вокруг Красноморскими амфиприонами (Amphiprion bicintus). Часто встречаются и Платаксы (Platax sp.). На глубине 19 метров, на песке, лежит дымовая труба. Двигаясь вперед по направлению к рифу, на глубине 15 метров видна вторая грузовая стрела, в то время как с правого борта носовой части, на глубине нескольких метров от поверхности, расположена лежащая на рифе цепь.
Стоит также отметить, что видимость здесь практически идеальная. Постоянное переменное течение уносит прочь взвесь и планктон, поэтому для любителей подводной фотосъёмки это поистине находка!

Dunraven

Местоположение: на юге Шааб Махмуда (Sha'ab Mahmoud), у скалы Beacon Rock в 6,9 милях к западу от Рас Мохаммеда.
Доступ: Два часа в пути мимо заповедника Рас Мохаммед (Ras Mohammed).Средняя глубина: 23 m.
Максимальная глубина: 30 m.

Это небольшой, но очень красивый риф, с маленьким маяком.
В 1876 году именно на этом месте потерпел крушение Британский торговый пароход "Данрейвен", направлявшийся в Бомбей. В этой местности часты сильные морские волнения, но на месте риф частично защищает от волн. "Данрейвен" (длина 80 м, ширина 10 м) был построен в 1873 году в Ньюкастле, а в 1876 году натолкнулся на риф и от удара потерпел крушение. Так он и лежит, перевернутый, расколотый надвое. А найдено это судно было только в 1977 году.
Так как груз (древесина и рулоны хлопка) сгорели во время пожара, возникшего при кораблекрушении, судно теперь напоминает пустую пещеру. Можно легко проникнуть внутрь корпуса, где Вас гостеприимно встретят нынешние "хозяева" - огромные групперы, крылатки и рыбы-крокодилы.

« увеличить картинку Проплывая мимо парового котла, Вы испытаете необыкновенное ощущение. Дело в том, что это место облюбовали рыбки-стекляшки, необыкновенно крупные по размеру и совершенно не боящиеся людей. Они деловито снуют вокруг своих гостей, доверчиво заглядывая в маски.
Корпус покрыт кораллами, которые вы наблюдаете при возвращении назад, а затем вы перемещаетесь в район рифовой стены и заканчиваете погружение на мелководье. Изобилие морских скатов, возможна встреча с акулой и рыбой-наполеоном.

El Mina

Местоположение: порт Хургады.
Глубина: 25-30 м.
Видимость:слабая.
Длина:
Водоизмещение:
Построен
Затонул в 1967 году

Eгипетский военный корабль потопленный израильтянами в 1967 году в порту Хургады, максимальная глубина 30 м. История этого судна, ранее принадлежащего Советскому Союзу и переданному Египту противоречива: по одной из версий корабль стоял на якоре и был потоплен израильской авиацией во время египетско-израильского конфликта.
СУДНО -было спроектировано и построено для Советского Военно-морского флота как тральщик с бортовым номером 254 и направленно для выполнения задач в Ленинград. Это был базовый проект на основе которого разрабатывался новый класс океанского тральщика в 1946г. Проект был модифицирован и одобрен. В тот же год сдан для массового производства. Эти новые корабли были приняты как Океанские Тральщики класса T-43 и направлены для несения службы в Ленинград и Керч в 1948г. В это время, такие корабли были революционным прорывом.
В период с 1956г по 1962г Египтом было приобретено пять тральщиков T-43s, которые были затем переименованы Bahaira (Ex-301), Charkieh (Ex-304), Dakhla (Ex-305), Gharbia (Ex-306) и Miniya (Ех 302). Судьба первых четырех из этих суден не известна, но согласно Conway's All the World's Fighting Ships 1947-1982, записано: Miniya потоплена в Суэцком заливе Израильской авиацией 6 Февраля 1970. Позже в этот же год Египтяне приобрели два судна этого типа ; Assiut (Ex-303) и Sinai (NK). Сегодня, Синай еще можно видеть причаливающим в Хургаде.
Советский Океанский Тральщик класса T-43 имел габариты 58m x 8.5метра с осадкой 2.4метра и водоизмещением 569 тонн (полной загрузки). Ниже палубы оборудование включало два дизельных двигатели турбо тип-9D, которые предусматривали 2,200 л.с и развивали максимальную скорость 14 узлов. На вооружении стояли : 2-е спаренные 37мм пушки, одна на баке и одина на корме; 2-е спаренные 12.7мм пушки - установленные перед рубкой.
Затонувшая Miniya находится в прибрежной зоне гавани Хургады, а не в Суэцком Заливе, как было упомянуто выше. Она лежит очень близком к Excalibur - и была обнаружена не большой яхтой, которая зацепилась при загадочных обстоятельствах несколько лет назад. Со временем, это место за пределами гавани стало известно как Еl Mina имя которое является комбинацией ад.инф.сист.- орфографической El Miniya. Следовательно, этот тральщик теперь несправедливо известен как El Mina.
Потоплена MlNIYA была 6 февраля 1970 года. Это был период когда на территории Египта происходили так называемые третья(5-10 Июня 1967) и четвертая(2-14 Октябрем 1973) арабо-израильские войны. Судно получило пробоину по правому борту при нападении Израильской авиации.MlNIYA лежит на левом борту прямо на территории порта на глубине 30 метров. Не далеко от берега и обозначена установленным стационарно не большим буем.
Судно полностью целое за исключением 37мм пушки, которая вероятно была сорвана взрывом и находится на дне рядом с кораблем.
MlNIYA лежит на левом борту прямо на территории порта на глубине 30 метров. Не далеко от берега и обозначена установленным стационарно не большим буем.
Судно полностью целое за исключением 37мм пушки, которая вероятно была сорвана взрывом и находится на дне рядом с кораблем.Правее и выше на низкой платформой установлено катушка с кабелем который использовался для управления установкой при метании донных мин.. Выше на корме размещена - одна из 2 x двойных 37mm автоматических пушек. Пушка все еще заряжена боеприпасами и была готова вести прицельный огонь, когда судно тонуло. Следующий фрагмент который бросается в глаза это корабельная труба на которой есть небольшая лестница, находящаяся со стороны правого борта.Перед трубой, - множество кабельных вьюшек жестко закрепленных на палубы.
С верху на рубке со стороны кормы, была установлена радио башня с антеннами. Эта башня теперь находится на дне и стала грудой металлолома.Прямо перед рубкой - поврежденные остатки 2 x спаренных 12.7мм автоматических пушек, которые были установлены,весьма странно,так что они закрывали большую часть обзора с рубки когда велся огонь. Опять же эти пушки все еще заряжены боеприпасами и готовы вести огонь.Дверь рубки с правого борта широко открыта. Заглянув во внутрь становится ясно что условия на борту этого типа судна были всегда очень стесненными. Теперь, по прошествии больше чем тридцати пяти лет под водой, большая часть интерьера начинает разрушаться и поэтому возможность проникновения почти исключена.
Это относится к большинству мест, где открыты входные люки. Вход в эти проемы, следовательно, не рекомендуется совсем.Прямо перед рубкой на уровне палубы, пустой барбет, на который была установлена недостающая спаренная 37-миллиметровая пушка. Остаток передней палубы в значительной степени ясен за исключением нескольких свободных якорных цепей, которые приводят к какой-то конструкции напоминающей механический коловорот. Нет никакой видимой лебедки и якорная цепь выходит и исчезает через палубу.Вниз по левому борту уходит длинный сходный трап, который был особенностью этого типа судна.
В глаза бросается большой Paravane (англ. paravane, от греч. para — возле, рядом и англ. vane — крыло, лопасть), подводный аппарат, предназначенный для защиты корабля от якорных контактных мин)все еще легко узнаваемый благодаря своей форме напоминающей торпеду. Еще раз, несколько открытых дверей предлагают вид в интерьере судна, несмотря на то, что это все, что они предлагают — только вид. Проникновения во внутрь практически не возможны.- погружение на бывший Советский военный корабль весьма интересно и увлекательно. Несмотря на то, что Miniya врядли может конкурировать с любым из больших затонувших кораблей, найденных в Египетских водах, она действительно достойна визита. Маленькое судно и достаточно глубоко лежащее для того чтобы начинать с его посещения сафари и разныриваться на нем( в рамках рекреационного дайвинга), в тоже время этот рэк великолепно подходит для завершения сафари при возвращении в Hurghada.
На самом корпусе судна можно встретить несколько н стоун-фиш, поэтому смотрите - к чему Вы прикасаетесь руками на корабле!

Ghiannis D

Местоположение: риф Абу-Нухас.Глубина: 30-35 м.
Длина: 100 м.
Водоизмещение: 2.900 т.
Построен в 1969 г.
Затонул 19 апреля 1983 г

Греческий теплоход Джаннис Д, затонувший в 1983 году, стал ещё одной жертвой злополучного рифа Абу-Нухас, который не зря называют кладбищем кораблей.Судно налетело на риф и еще какое-то время находилось в полузатопленном состоянии. Но налетевший шторм довершил дело: корпус раскололся пополам и корабль погрузился на дно.
Находиться рядом или внутри корабля жутковато: среди обломков нашли себе пристанище многие небезопасные для подводников обитатели моря - крылатки, рифовые окуни и даже скаты. Так что при плавании среди металлических конструкций надо соблюдать повышенную осторожность.19 апреля 1983 года Жанис Д. (Ghiannis D.) на пути из хорватского порта Риека в Джедда (Саудовская Аравия) и Ходейда (Йемен) с грузом древесины налетел на северо-восточный край рифа Абу Нухас, предположительно из-за невнимательности капитана.
Жаннис Д. не затонуло моментально, и экипаж спасся благодаря помощи египетского судна Санта Фе, но для спасения судна уже ничего нельзя было сделать. Жаннис Д. было построено и спущено на воду в 1969 году, в Японии, под именем Схойо Мару, и в длину составляло 99.5 метров, в ширину 16.35 метров, водоизмещение - 2 932 тонн и осадка 6.53 метров.Судно приводилось в движение 6-ти цилиндровым двигателем мощностью 3 000 л.с, обеспечивающим судну скорость 12 узлов.
В 1975 году судно было продано и переименовано в Маркос, а в 1980 перекуплено греческой компанией «Думарк Шиппинг эндТрединг Корпорейшн» и названо Жаннис Д. Новые хозяева нанесли на трубу большую букву «D», начальную букву названия корпорации "Danoe", до сих пор различимую.Судно приводилось в движение 6-ти цилиндровым двигателем мощностью 3 000 л.с, обеспечивающим судну скорость 12 узлов.
В 1975 году судно было продано и переименовано в Маркос, а в 1980 перекуплено греческой компанией «Думарк Шиппинг эндТрединг Корпорейшн» и названо Жаннис Д. Новые хозяева нанесли на трубу большую букву «D», начальную букву названия корпорации "Danoe", до сих пор различимую.Именно по этой причине, в прошлом, многие считали, что судно называется Дана.Жанис Д. расположен на глубине 27 метров по оси северо-восток/юго-запад, с носовой частью отделенной от кормы.Обе они лежат на левом борту и украшены великолепными Альционариями, в то время как центральная часть обрушилась, судно, полностью сохранившее свои носовые и кормовые конструкции, может быть досконально осмотрено. Погружение должно проводиться при спокойном море, начиная от кормы, полностью отделенной от корпуса и представляющей наибольший интерес.Над ней возвышается большой кран в форме буквы П, расположенный в 6 метрах от поверхности и изредка просматривающийся с дайв-судна.Ходовая рубка с большими проемами, хорошо освещенная и легко доступная, является одним из самых интересных мест рэка. В центре находится штурвал с держателем для компаса. Внутри рубки, по причине наклона корабля, изредка дайверы могут почувствовать дезориентацию. Через отверстие трубы можно попасть в машинный зал, слабо освещаемый проникающими сюда сверху немногочисленными солнечными лучами и обитаемый большеглазами. Внутри него кажется что время остановилось, так как все оборудование, трубы и инструменты находятся в отличном состоянии После выхода наружу продолжается изучение корабля в направлении к носовой части, пересекая полностью разрушенную центральную часть корпуса. Хорошо приглядевшись, можно заметить многочисленные деревянные доски, составлявшие груз судна.Нос Жанис Д. разбит и лежит на левом борту на глубине 18 метров. На его полностью сохранившейся средней части расположена большая мачта, а из одного из клюзов свисает якорная цепь. Во время осмотра судна, колонизованного красными Альционариями, маленькими акропорами, бородавчатыми поциллопорами (Росillороrа sp.), губками и анемонами с их Красно-морскими амфиприонами (Amphiprion bicintus), можно встретить многочисленные стаи псевдантиасов и глассфиш (Paraphacanthus ransonneti), а на верхней палубе плавают Коричневополосые крылатки-зебры (Pterois miles). Здесь встречаются также крупные груперы и платаксы (Platax sp.), сопровождаемые многочисленными рыбами-попугаями, в то время как в укромных местах реликта нашли прибежище несколько Гигантских мурен (Gymnothorax javanicus).
Корпус судна сохранился практически целиком, с отрезанной от последней трети носовой частью. Погружение обычно производится с кормы и включает осмотр судна целиком. Гребной винт его до половины ушел в грунт. Верхней точкой судна является пароходная труба, напротив расположен капитанский мостик, грот-мачта и вход в машинное отделение. 20-метровая носовая часть опрокинута на левый бок, с видом на отверстие клюза, выпускающего якорную цепь...
Корабль сильно наклонен, поэтому внутри него наши чувства вступают в противоречие друг с другом - органы равновесия предлагают одно "горизонтальное" положение, а глаза- другое. Ощущения незабываемые !

Kingstone

Местоположение: Риф Shag Rock
Глубина: 14 м.
Видимость: хорошая.
Длина: 80 м.
Водоизмещение: 1449 т.
Построен в 1871 г.
Затонул в 1881 г.

“Кингстон”. Английское грузовое судно “Kingston” было спущено на воду в 1871 году и через десять лет утонуло при переходе из Лондона в Аден.
Носовая часть судна находится далеко на рифовом массиве, возвышаясь над водной поверхностью. Основной корпус лежит на ровном киле на глубине 14 метров, винто-рулевая группа прекрасно сохранилась.
Некоторые путеводители описывают данное место под именем “Sarah H.”. Однако, как выяснил известный исследователь кораблекрушений Красного моря Питер Коллингс, судно с таким названием никогда не существовало. Автор первого путеводителя, не имея возможности идентифицировать обнаруженное судно, просто обозвал его именем дайв-мастера, с которым совершал погружение.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что у рифа Shag Rock покоится именно “Кингстон”, построенный на верфях Освальд в Ньюкастле по заказу Commercial S.S.Co.
Идеальная видимость здесь достигается благодаря постоянному переменному течению, уносящему прочь взвесь и планктон. В районе расположения Кингстоуна течение практически отсутствует. Корпус судна неплохо сохранился и выглядит сейчас совершенно фантастически.
Небольшая глубина, прекрасное естественное освещение и насыщенность различными морскими обитателями делает это место особенно привлекательным для подводной фото- и видеосъёмки.

Rosalie Moller

Местоположение: пролив Гобал.
Глубина: от 17 м.
Длина: 108 м.
Грузоподъемность: 3960т.
Построен в 1910 г.
Затонул 7 октября 1941 г.

Rosalie Moller. Название этого затонувшего судна, покоящегося на дне Красного моря, абсолютному большинству дайверов пока ничего не говорит. Это судно было обнаружено только в 1998 году в проливе Гобал в северной части Красного моря.
Судьба этого корабля очень напоминает историю Тистлегорма, хотя о нем известно не так много - корабль построен в 1910 году в Великобритании и до 1931 года носил название Francis.
В свой последний поход судно вышло с грузом каменного угля из Уэльса и обогнув Южную Африку встало на якорь перед входом в Суэцкий пролив. 7 октября 1941 года Rosalie Moller была обнаружена и атакована двумя немецкими самолетами Хенкель 111. После взрыва авиабомбы корабль пошел ко дну. Это произошло всего лишь через два дня после гибели на Красном море самого известного в настоящее время wreck а - английского военного транспорта Тистлегорма.
Это действительно настоящий wreck, мечта любого дайвера, кто хотя бы раз побывал на затонувших кораблях и испытал непередаваемую гамму ощущений. Это нетронутый корабль длиной 108 метров и грузоподъемностью 3960 тонн стоит на дне на ровном киле.
Правый якорь судна и вместе с ним 200 м якорной цепи лежат на дне. Глубина до верхней мачты составляет всего 17 метров.SS Roalie Moller был построен в Глазго компанией Barclay Curle & Co, спущен на воду в январе 1910 г. под именем "Фрэнсис". Судно было 108,2 метра длинной, водоизмещением 3,963 тонны и его двигатель выдавал максимальную скорость в 10,5 узлов. В 1931году корабль был продан скандинавской пароходной компании Moller Line, был переименован в Rosalie Moller и отправлен перевозить грузы в Китай.
К концу тридцатых, когда стало ясно, что война неизбежна, Розали была отозвана назад в Ливерпуль и встала под командование опытного капитана Джеймса Бирна. К тому времени судно уже устарело и даже после капитального ремонта двигателя в 1941 году выдавало максимум 7,5 узлов. Поэтому его назначением стала перевозка угля. Важная миссия во времена войны, когда уголь все еще являлся топливом для многих британских судов.
В июле 1941 Розали Мюллер получила очередное задание, ставшее для нее последним. Судно взяло на борт 4680 тонн угля, который нужно было самостоятельно, без конвоя доставить в Александрию. Самый безопасный маршрут в те времена проходил через Южную Африку. Это был долгий вояж. 11 сентября корабль прибыл в порт Дурбана, Южная Африка. После еще одной непродолжительной стоянки в Адене, Йемен, он вошел в воды Красного моря и, достигнув входа в залив Губаль, получил распоряжение встать на якорь в месте, определенном как "Safe anchorage H" и дожидаться дальнейших инструкций.
Команда на дальнейшее движение вперед зависела от многих факторов - в первую очередь, от вражеской активности, от приоритета груза и оттого, как долго ждали прохода другие корабли. К несчастью, два корабля столкнулись у самого входа в Суэцкий канал и практически перекрыли его. По этой причине Thistlegorm со своим весьма ценным грузом ждал целых две недели, стоя на якоре, пока, в конце концов, не оказался разбомблен и ушел на дно. До сих пор немецкие самолеты, базировавшиеся на о.Крит, не отваживались заходить так далеко на юг. Но в эти дни их разведовательные службы получили информацию, что к берегам Северной Африки движется судно Queen Mary с 1200 австралийскими солдатами и офицерами на борту. Была получена команда найти и разбомбить корабль.
Капитан Бирн проснулся от шума двигателей самолетов и вышел на мостик. Не имея возможности защитить свой корабль, он мог только наблюдать, как один из самолетов, обнаружив цель, зашел на вираж и идя очень низко, едва не задевая мачты, начал сбрасывать бомбы. Капитану оставалось только потрясать кулаком в адрес немецкого летчика.
В военных документах, позднее рассекреченных, значился рапорт:"...были выпущены две бомбы. Одна из них поразила судно в 00:45 в районе трюма №3. Судно затонуло в 01:45 8 октября 1941 года. Два члена команды погибли.
Кликнув мышей Вы увидете схемы коробля вид с боку и вид сверху.
Есть причины, по которым о Розали Мюллер долго никто не вспоминал. После войны были сложности с сырьем и многие затонувшие корабли в Суэцком канале были подняты и разрезаны на металлолом. Естественно, что некоторые из них были неправильно идентифицированы. По документам двух независимых источников, компаний Booth Line и Moller Line, Розали была поднята и разобрана, что оказалось неверным.
Добраться до места погружения можно на сафари боте. Это занимает примерно 4 часа в один конец. Координаты рэка: 27 39' 059" N; 33 46' 283" Eожно идентифицировать камбуз с плитой и кастрюлями, ванную комнату капитана, санузлы, мастерскую, каюты. В середине корабля видна поваленная дымовая труба с большой литерой М на ней. С правого борта ближе к корме - большая пробоина от попадания бомбы. Можно пройти сквозь нее и оказаться в угольном трюме, который большого интереса не представляет.В кормовой части осматриваем винт на глубине 45 метров и возвращаемся в среднюю часть корабля, где находится вход в самое интересное его отделение - машинное. Максимальная глубина здесь - 46 метров, ил на дне сильно мутится, поэтому надо принимать соответствующие меры предосторожности - запасные фонари, технику плавания, малые группы.Внутри сохранились целыми даже электролампочки. Здесь же можно увидеть ремонтный стол с тисками на нем, телеграфный повторитель, по которому машинистам передавались команды капитана корабля, трехцилиндровый двигатель с двумя котлами. На палубе в районе трюмов видны трюмные лебедки в носу хорошо сохранилась якорная лебедка.Из-за своей удаленности от традиционных туристических центров и большой глубины рэк редко посещаем дайверами, что способствует его целостности и сохранности.
Максимальная глубина погружения составляет 45-50 метров, поэтому этот дайв-сайт наиболее интересен для дайверов, обладающих технической квалификацией, позволяющей погружаться на такую глубину. Рекомендуется иметь подводный фонарь. Корабль стал домом для многочисленных тунцов и груперов. Удивительно, но он практически не разрушен войной и морским прибоем, не разграблен сотни раз любителями сувениров и еще почти не отснят фото и видео операторами. Именно по эти причинам так скудна информация о Rosalie Moller.

Salem Express

Местоположение: Hyndman Reef
Доступ: 11 км. от порта Сафага
Глубина: 10-32 м.
Видимость: слабая
Водоизмещение: 1.105 т.
Длина: 110 м.
Построен в 1966 г.
Затонул 16 декабря 1991 г.

В ночь с 15 на 16 декабря 1991 года в Красном море на рифе Hyndman разыгралась крупнейшая морская катастрофа ХХ века. Роскошный пассажирский паром Salem Express, вышедший из Порта-Саида в Саудовской Аравии налетел на коралловый риф всего в 11 км от Сафаги.
От сильного удара открылся доступ в грузовой отсек, расположенный в носу судна и тонны воды устремились во внутрь судна. Корабль, перевозивший по разным данным от 690 до 1000 паломников возвращавшихся из хаджа в Мекку, быстро пошел на дно. Трагедия произошла за несколько минут до полуночи. От полученной пробоины Салем затонул буквально в течение нескольких минут. Спастись удалось только 180 пассажирам. Капитан корабля разделил трагическую судьбу большинства пассажиров. Красивый белый корабль лежит правым бортом на основании рифа носом на 320° с общим уклоном 15° от носа к корме. Он виден уже с поверхности - столь значительны его размеры.удно было построено французской судостроительной компанией Forges & Ch de Mediterranee в La Seyne. Салем Экспресс был спущен на воду в 1966 году, как пассажирский паром под названием Fred Scamaroni . Он мог перевозить 142 автомобиля, 650 пассажиров + команда. В 1980г. был переименован в Nuits Saint George, в 1982г. получил название Lord Sinai и в 1984 Al Tahra. И уже в 1988г. стал Salem Express.Это было совсем не маленькое судно. Паром был трех палубный, длиной 100,29м шириной 17,8м и осадкой 4,92м. водоизмещением 4,771т. Он имел 4-е восьми цилиндровых двигателя мощностью 14 880 л.с., что позволяло ему развивать максимальную скорость до 22 узлов с помощью двух больших винтов.Салем Экспресс был загружен автомобилями и личными вещами пассажиров, которые везли подарки из Мекки. Капитан корабля Hassan Moro считался очень опытным и признанным во всем Египте моряком торгового флота. Одно время он даже преподавал в египетском Военно-морском училище. Большую часть службы Moro провел в Александрии, а с 1988 года Moro переехал в Сафагу и принял командование Салем Экспрессом.
К 1991г., он знал и свое судно и местные воды, особенно маршрут между Safaga и Jeddah очень хорошо. Возможно слишком хорошо! На заключительных этапах его возвращения в Safaga Капитан Moro имел привычку проплывать между египетским материком и предательскими Рифами Hyndman - которые лежат в 11милях от берега на юг от Сафаги. Этот маршрут сокращал время поездки на два часа по сравнению с общепринятым маршрутом. Ни один из капитанов не рискнул бы вести судно таким маршрутом и старался бы держаться более глубоких вод по дальше от рифов. Погода 15 декабря 1991г. была очень плохая. Дул сильный ветер который к полуночи перерос почти в бурю. Многие из пассажиров были палубными и поэтому Моро хорошо знал о дискомфорте, который они ощущали в такую штормовую ночь. Он стремился, как можно быстрее пересечь Красное море и обогнуть египетское побережье, как можно ближе к берегу тем самым прячась от северного ветра и предоставляя максимальную защиту своим пассажирам.
К полуночи Салем Экспресс подошел к рифам Hyndman. Совсем не большая ошибка в навигационных расчетах привела к незначительному отклонению от обычного маршрута, которым Моро ходил всегда.Так как в таких условиях никто не мог заметить препятствие, паром на полном ходу налетел на самый южный риф в группе Hyndman.От сильного удара после столкновения многотонного корабля с рифом, открылся доступ в грузовой отсек в носу корабля. Вода устремилась внутрь судна и затопила трюмы и автомобильную палубу в считанные минуты. Среди пассажиров началась паника. В течении двадцати минут после столкновения с рифом паром затонул, погрузившись в тридцати метровую пучину. Несколько яхт стали на ночную стоянку с противополжной стороны рифов, которые прикрывали их от шторма и очевидцы видели как Салем Экспресс очень быстро ушел под воду.
Очень много людей погибло вместе стонущим кораблем, другие пассажиры погибли, потому что они не умели плавать. Для остальных испытания еще не были закончены. Погружение было настолько стремительным, что ни одна из спасательных шлюпок или плотов не были толком спущены на воду. Те кто смог выжить были брошены на произвол. Единственным утешением для находившихся в штормящем море и умеющих плавать людей, было то что течением их несло к берегу. Чудом 180 человек выжили. Официально, на судне находилось шестьсот пятьдесят человек — 578 пассажиров и 72 команды, хотя многие люди настаивают, что на борту находилось в два раза больше пассажиров. Пока эти предположения официально не подтверждены, многие в Египте категорически утверждают, что число погибших более одной тысячи человек. Официальный список погибших был установлен из 470 человек. И кажется очень маловероятным, что чиновники порта Jeddah позволили бы чрезвычайно перегруженному судну выйти в море.
Конечно, ответственный за все, что случилось, этой ужасной ночью был Капитан Hassan Moro, который утонул вместе со своим судном.Красивый белый корабль находится на глубине от 10 до 32 метров. Он лежит правым бортом на основании рифа с общим уклоном 15° от носа к корме и виден с поверхности.В носовой части вы можете видеть огромную щель в отсеке для погрузки образовавшуюся при столкновении с рифом. Рядом виден огромный якорь.Повернувшись в сторону кормы мы видим громадину передней надстройки с большим количеством квадратных окон в несколько рядов. Верхний ряд является капитанским мостиком. Несколько иллюминаторов разбито, это свидетельство того, как проникали во внутрь корабля водолазы при выполнении поисковых работ.Выше маленькая палуба и мачта. Позади моста солярий со шлюпбалками для спасательных шлюпок расположенными по обеим бортам. Все спасательные шлюпки отсутствуют. приблизительно посредине судна дайвер найдет двойные трубы. . Они связаны скобой, и с обеих сторон каждой трубы видна заглавная буква "S" окаймленная лавровым венком.Под трубами на дне лежит четыре спасательных шлюпки.
Дальше идет палуба которая имела легкую крышу из синей рифленой пластмассы укрывающей пассажиров от прямых лучей солнца. Теперь эти листы валяются на дне и захламляют дно. Так же видны личные вещи- магнитофон, чемодан и т.д.ак как дайвер постепенно приближается к квадратной корме Салем Экспресса, борта сужаются и дают возможность легко проплыть под корпусом. Проплыв под корпусом дайвер оказывается с другой стороны судна и тут же найдет два огромных винта и еще больший единственный руль между ними. Плывя вперед вы сможете рассматривать корпус парома, хотя он ничем выразительным не выделяется. примерно на половине пути вы увидите стабилизаторы.
За девять лет неплохо сохранились практически все элементы надстроек и такелажа.
Как правило, водолазные боты швартуются с восточной стороны судна и аквалангисты подходят к Салему со стороны киля.
Корабль можно осматривать как по, так и против часовой стрелки, но лучше это сделать с кормовой части, где видны великолепно сохранившиеся огромные винты. Наиболее интересная часть для внешнего осмотра - главная и кормовая палубы. Вдоль правого борта можно увидеть на дне несколько шлюпок, все еще прикрепленных к судну, а также громадные дымовые трубы. Двигаясь вдоль фальшборта Вы попадаете к форштевню судна. На нем видны глубокие вмятины, оставленные коралловым рифом во время удара. Недалеко от этого места можно увидеть огромный якорь лежащий на левом борту парома. Проникновение внутрь корабля, что не приветствуется местными гидами, лучше всего делать в двух местах - через иллюминаторы ходовой рубки и через открытый люк по левому борту.
Здесь груды незакрепленных предметов лежат где попало, узкие проходы позволяют дайверам двигаться только друг за другом, поднятая ластами взвесь быстро ограничивает видимость.
Восточнее судна пространство на многие метры усеяно обломками покрытий палубы, шлюпок, такелажа и груза, сброшенного с палуб.
Погружение на Салем Экспресс требует определенных навыков и опыта погружения на затонувшие корабли.

Thistlegorm

Местоположение:в районе рифа Ша'аб Али.
Доступ: из Хургады и Шарм-Эль-Шейха.
Глубина: 16-32 м.
Длина:126 м.
Водоизмещение:5000 т.
Построен в 1940 г.
Затонул 5-6 октября 1941 г.

Самое известное судно, покоящееся в Красном море, это, пожалуй, английский паром Тистлeгорм. Корабль грузоподъемностью 5000 тонн, перевозивший военные грузы для Восьмой Британской армии, затонул, не успев совершить ни одного выстрела по врагу. В трюмах находился большой арсенал взрывчатки - противотанковые мины, артиллерийские снаряды, патроны и гранаты. На палубе корабля стояли два легких танка, два железнодорожных вагона и два паровоза. Там же находились параваны - приспособления, внешне напоминающие торпеды, которые опускались за борт в опасных районах для защиты от контактных мин.
Пройдя вокруг Африки и оставив за кормой 12000 миль Атлантического и Индийского океана Тистлегорм 6 октября 1941 бросил якорь недалеко от входа в Суэцкий залив. Той же ночью он был обнаружен немецким самолетом Хенкель 111 и сразу же атакован. Две бомбы поразили кормовую палубу судна и взорвались в набитом боеприпасами трюме. В результате корабль переломился на две части и затонул на глубине около 30 метров.

Этот корабль обнаружила команда Жака Ива Кусто. Позже в своих очерках великий мэтр морей и океанов не раз восхищался величественной картиной.
На вечном приколе осталось вооружение, которое перевозил Тистлeгорм: развороченные взрывом железнодорожные вагоны, паровоз, танкетки, тягачи, мотоциклы, грузовые автомобили, боеприпасы... Все это застыло в немом оцепенении, и лишь множество тропических рыб, поселившихся в его отсеках, нарушают покой. И, конечно, неутомимые дайверы...
SS Thistlegorm (буквы SS означают steam ship или пароход) был английским сухогрузом, принадлежащим компании Альбин Лайн ЛТД, и входил в число кораблей, название которых отличалось приставкой Thistle, что на галльском означает "чертополох" - национальный шотландский цветок.
Тистлегорм весил 4 898 тонн (водоизмещение 9 009 тонн), его длина составляла 126,5 метра. Он имел паровой трехцилиндровый двигатель мощностью 1 850 л.с., что позволяло ему развивать скорость до 10,5 узлов. Тистлегорм был спущен на воду 9 апреля 1940 года на верфи Томпсон анд Сонс ЛТД в Сандерленде и являлся грузовым судном, предназначенным для перевозки военных грузов для Британской армии. Для противовоздушной обороны он был оснащен легкой зенитной пушкой (4,7 дюймов) и противовоздушным 40 мм пулеметом.Тистлегорм был задействован в секретной операции под кодовым названием "Крестовый поход", суть которой заключалась в том, что караван из 16 судов должен огибать Африку для обеспечения войск, действующих на севере континента, снаряжением. Маршрут этот был намного продолжительнее пересечения Средиземноморья, но позволял британскому транспорту без особого риска достичь Александрии.
Поставленной перед Тистлегормом задачей была доставка снаряжения для Восьмой Британской армии, насчитывающей 200 000 человек и дислоцированной в Египте и Восточной Ливии. В мае 1941 года Тистлегорм с экипажем 39 человек вышел из шотландского порта Глазго с грузом боеприпасов, бомб различного назначения, противотанковых мин, винтовок Lee Enfield MK III,
сотней мотоциклов BSA W-M20, Matchless G3L и Norton 16 H, автомобилей Bedford, Morris и Ford, прицепами, переносными электрогенераторами, запчастями к самолетам и автомобилям, медикаментами и резиновыми сапогами.Дополняли груз два легких танка Universal Carrier MK II, два паровоза Stanier 8 F в комплекте с цистернами для воды.
После остановки в Кейптауне, Южная Африка, где было загружено топливо и пополнены запасы воды и продовольствия, и в порту Аден, южный Йемен, Тистлегорм завершал свой путь по Красному морю в момент поступления приказа бросить якорь в проливе Губаль и ожидать возможности пройти Суэцкий канал, временно перекрытый подорвавшимся на немецкой мине судном. Тистлегорм бросил якорь рядом с рифом Шааб Али, считавшимся надежным местом и имевшим кодовое название Safe Ancorage F. В ночь с 5 на 6 октября четыре немецких бомбардировщика Хенкель 111 с дислоцированной на острове Крит авиабазы Kampfgeschwader KG 26, возвращавшихся после безуспешных поисков судна Queen Mary с австралийскими солдатами на боту, совершенно случайно заметили и атаковали Тистлегорм в 0:35 6 октября.Судно было поражено двумя бомбами в районе трюма № 4. Взрыв был мощнейшим, поскольку бомбы спровоцировали взрыв котла и большей части находившихся на борту боеприпасов. Начался пожар и в 1:30 переломившийся Тистлегорм быстро опустился на плоское песчаное дно глубиной 30 метров. Капитан и экипаж были спасены сопровождавшим судном Carlisle, но 4 моряка и 5 артиллеристов погибли при кораблекрушении.
Еще до недавнего времени по прибытии к месту погружения дайвмастера привязывали свой корабль двумя тросами непосредственно к рэку, с кормы и носа. Порой это несло угрозу как сохранности реликта, так и безопасности дайверов, т.к. по неопытности троса привязывались к подвижным либо недостаточно крепким частям затонувшего судна. В декабре 2007 года неправительственная организация НЕРСА обустроила рэк, установив стационарные швартовочные буи по обеим его сторонам и просверлив порядка 20 отверстий в корпусе корабля, чтобы воздух, выдыхаемый дайверами, мог свободно выходить наружу, что должно резко снизить коррозию и разрушение металла.

Штиль здесь случается довольно редко, скорее нужно готовиться к ветру, неспокойному морю и ощутимому поверхностному течению, поэтому, зайдя в воду, сразу нужно плыть к спусковому канату и держаться за него, пока вся группа не будет готова. Спуск и подъем осуществляются строго вдоль спускового конца.
Первое погружение, как правило, посвящено наружному осмотру рэка. Под водой часто бывает сильное течение и какое-то расстояние приходится плыть против него.Осмотр начинается с зоны, разрушенной попаданием бомб. Здесь можно увидеть многочисленные боеприпасы, как упакованные в ящики, и без них.

Перевернутыми лежат два танка Carrier MK II. Если позволяют условия, то можно отплыть примерно на 30 метров в сторону от левого борта к стоящему здесь фрагменту паровоза с передней парой колес, отброшенному сюда мощным взрывом. Затем возвращаемся к рэку и, держа его по левую руку, проплываем к кормовой части, где стоят хорошо сохранившиеся зенитная пушка и противовоздушный пулемет, так и не послужившие своей команде из-за внезапности нападения. На самом дне на 30 м лежат руль и винт корабля.Дальше осмотр продолжается вдоль правого борта судна по направлению к носу корабля, примерно на уровне 20 м. Проплыв снова над разрушенной частью судна, видим как искореженный взрывом металлический настил палубы вывернулся и накрыл корабельную надстройку.
Несколько дальше, практически не сдвинувшись с места, стоят грузовой железнодорожный вагон и цистерна, а между ними - параван-охранитель, который часто по ошибке называют торпедой.
Для справки:
параван-охранитель (англ. paravane, от греч. para — возле, рядом и англ. vane — крыло, лопасть), подводный аппарат, предназначенный для защиты корабля от якорных контактных мин. Появился в 1-ю мировую войну 1914—18 гг во флотах различных государств, применялся во 2-й мировой войне 1939—45 гг. Параван-охранитель представляет собой металлический корпус обтекаемой формы, снабженный отводящим крылом, прибором глубины, рулевым устройством и резаком. Коренные концы стального троса (тралящая часть) паравана укрепляются с обоих бортов в подводной части носа корабля у форштевня, а ходовой конец — к паравану охранителю. При движении корабля от действия встречного потока воды на крылья аппаратов последние отходят от бортов, создавая натяжение на тралящие части с силой до нескольких тонн. При встрече с минрепом (трос, соединяющий мину с якорем) мины её якорь отрывается от грунта и минреп скользит по тралящей части паравана до резака. После перерезания минрепа якорь мины падает на грунт, а подсеченная мина, отведённая от борта корабля на расстояние до 30 м, всплывает на поверхность.К сожалению, в 2007 г параван был разорван надвое и теперь можно наблюдать лишь его фрагменты. Случилось это, по-видимому, из-за того, что кто-то неосмотрительно привязал к нему швартовый канат.
Пройдя сплющенную давлением воды цистерну, оказываемся у носа судна, где хорошо сохранилась якорная лебедка. Якорь с левого борта так и остался на месте, а с правого вдаль уходит якорная цепь, что подтверждает то, что удар был нанесен во время стоянки корабля. Дальше, вдоль левого борта возвращаемся к месту начала осмотра, туда, где привязан спусковой конец. Поднявшись до уровня 16-14 метров можно заглянуть в капитанскую каюту, где хорошо просматриваются отдельные помещения, одно из которых - санузел.
Кроме того, что Тистлегорм представляет интерес как памятник военной истории и затонувший объект, это еще и искуственный риф, где часто можно встретить стаи снэпперов, барракуд, тунцов, на палубе и среди металлических конструкций обосновались рыба-крокодил, крылатки, скорпены, групперы, голожаберные моллюски.Во время второго погружения осмотр продолжается внутри корабля, в грузовых трюмах, вход в которые мы уже могли видеть во время первого погружения.
Обязательны подводные фонари, хотя практически из любой точки грузовых отсеков виден свет и направление к выходу.Грузовые трюмы, пожалуй, представляют наибольший интерес при погружениях на Тистлегорм, так как они являются своего рода музеем военной техники времен Второй Мировой войны. Трюм № 3 практически не представляет интереса, так как его груз состоит в основном из угля для топки, но при сильном течении через него удобно проникнуть в гораздо более интересный трюм № 2. Трюм № 2 делится на верхний и нижний ярусы.
На верхнем ярусе с обеих сторон стоят грузовики Ford WOT 2 и Bedford, несколько джипов Morris.Там же находятся несколько мотоциклов BSA W-M20 и Norton 16 H. На нижнем ярусе, слева, находятся прицепы и несколько запасных крыльев для самолетов, а справа - грузовики Bedford с мотоциклами в кузовах, партия резиновых сапог, винтовки Lee Rnfield MK III.
Из трюма № 2 можно попасть в трюм № 1, левая часть которого обвалилась, а в верхнем ярусе правой части находятся два прицепа, мотоциклы Matchless G3L и Norton 16 H. На нижнем ярусе видны колпаки для авиадвигателей, ящики с медикаментами, винтовки и несколько полевых электрогенераторов.
Один из минусов этого "рэка" - его невероятная популярность. "Обхаживают" его почище египетских пирамид. Этот минус - следствие относительной легкодоступности судна для ныряльщиков. Его можно осмотреть как во время длительного морского сафари, так и с помощью однодневных вылазок.

Umbria


Местоположение: Wingate Reef.
Глубина: 40 м.
Длина: 150 м.
Водоизмещение: 4600 т.
Затонул в 1940г.

Умбрия (Umbria), первое название которой было Баия Бланка (Bahia Blanca), – это 150-метровое грузовое судно, построенное в Гамбурге, Германия, в 1911 году. В 1912 году, корабль начал службу в Hamburg-America Line и следовал маршрутами между Европой и Аргентиной до первой мировой войны, когда был переведен в Буэнос-Айрес. В 1918 году Баия Бланку приобретает аргентинское правительство, а в 1935 году лодку покупают итальянцы для транспортировки боеприпасов, они же и дают новое имя – Умбрия.
Два года корабль перевозит тысячи военнослужащих из различных колоний в Восточной Африке, после чего в 1937 году его продают Triestino Line. У судна теперь новый маршрут – оно плавает между Италией и различными портами Средиземного и Красного морей.
В мае 1940 года на борт Умбрии было погружено 360000 бомб, 60 ящиков с детонаторами и другие боеприпасы, что в общей сложности составило 8600 тонн. Находясь недалеко от Порт-Судана, лодка была под наблюдением HMS Grimsby. С Battle Cruiser HMS Leander прибыло 20 матросов, которые провели осмотр судна и остались ночевать на корабле. Только на следующее утро стало известно, что Италия официально объявила войну. Британское командование не было намерено передавать корабль врагу, был отдан приказ о его затоплении. Команда была эвакуирована, а прекрасное судно опустилось на морское дно вместе с опасным грузом.

Морской гигант относится к числу самых превосходных в мире объектов для дайвинга и, также как и египетский символ Красного моря – Тистлегорм, вызывает немалый интерес и восторг. Прекрасное описание и характеристику ему давали Ганс Хасс и Жак-Ив Кусто. Для многих Умбрия является причиной того, почему дайверы приезжают в Судан. Их восторг можно понять практически сразу, как опускаешься к этой подводной громадине.
Корабль покоится на мелководье, глубина 5 - 35 м, под прикрытием Вингейт Рифа (Wingate Reef), что немного севернее от гавани Порт-Судана. Он стал неотъемлемой частью рифа, украшен мягкими и твердыми кораллами, полакомиться которыми приплывают разнообразные морские обитатели. Корпус хорошо сохранился и лежит с креном на левый борт так, что шлюпбалки правого виднеются над поверхностью воды.
Судно легкодоступно, обычно здесь не наблюдается влияние течений и приливов, средняя видимость составляет 30-40 м. Отсутствие крышек у люков позволяет легко проникнуть в грузовые трюмы, хорошо освещенные солнечным светом. Именно здесь и начинается волнение. Вы увидите авиационные бомбы, аккуратно уложенные в длинные ряды, детонаторы, детали водных самолетов, бутылки, упакованные в солому, рулоны электрических кабелей и разнообразные деревянные ящики, которые по-прежнему остаются опечатаны. Здесь также находятся мешки с цементом и машины.
Дайверы тщательно изучают интерьер, коридоры и лестницы. Осматривают машинное отделение, невероятно большие двигатели, развивавшие скорость в 14 узлов, два гребных вала, винты. Множество осколков рассыпано вокруг, включая и заднюю мачту. Оба якоря находятся примерно в 200 м от места кораблекрушения.

The Kimon

Местоположение: северная часть Abu Nuhas
Тип: грузовое судно
Год постройки:1952
Затонул: 12 декабря 1978
мин. глубина: 12м.
макс. глубина: 24 м.

Изначально этот корабль шириной 14,70 м носил название MF BrunsbЭttel и был построен в 1952 году в качестве типичного грузового корабля средней длины с номером 770 на гамбургской верфи H.C. StЭcklen. 8-цилиндровый Diesel с 2940 PS создавал судну максимальную скорость в 13 узлов.

После его спуска на воду в августе 1952 года корабль был перенят пароходной компанией Willy Bruns GmbH в Гамбурге. В 1953 году судно получило название Ciudad de Cucuta, в 1964 было переименовано в Angela и только в 1971 стало Kimon. В 1975 году последний владелей судна - панамская пароходная компания Janissos Shipping Co. - добавил к его названию одну букву - Kimon M., что осталось действительным до последних дней корабля.

По заказу этой пароходной компании Kimon M. находился 12.12.1978 года с 4.500 т чечевицы на пути из Искандера/Турция в Бомбей/Индия недалеко от Shaab Abu Nuhas. Корабль натолкнулся на затонувший объект, лежащий на поверхности рифа. После этого столкновения затонувший объект почти полностью разрушился, разлетясь на мелкие кусочки.

Его отдельные кусочки и носовую секцию можно увидеть в северо-западной верхней части рифа. Другие части опустились на недоступную глубину моря. Сам Kimon M. находился ещё некоторое время на поверхности рифа, частично выглядывая из воды. Со временем он опускался всё ниже и ниже, пока совсем не скрылся с морской поверхности.

Долгое время после крушения корабля это место являлось одним из излюбленных мест посещений водолазов. Тонны чечевицы привлекали сюда различные виды рыб, что в свою очередь привлекало дайверов. Затонувший объект часто называют "чечевичным кораблём" или Lentil (англ. чечевица). Сегодня же здесь совсем пусто..
Кимон лежит перпендикулярно рифу на глубинах от 25 до 32 метров. На верхушке рифа - ржавые остатки носовой части, которые служат хорошим ориентиром для начала погружения. Очень красиво смотрится кормовая часть с леерами, гребной винт, лежащая на песке огромная мачта. Внутри рэк абсолютно пустой, если не считать огромного количества разных типов рыбехи. Средняя часть внутри не сильно интересна, да и опасна из-за острых ржавых кромок порванного железа обшивки. Самая интересная (для фотографов, конечно) - ближняя к рифу часть корпуса. Они и самая длинная, и самая просторная. По выходу на деку или на сэйфити (у кого как получится) лучше всего отвисаться чуть правее рэка - там на топе рифа, метрах на 4-6 лежит здоровенный якорь, обросший кораллами. Скорей всего, это был запасной якорь Кимона, и его во время крушения сбросило с палубы.